Файл VRML состоит из последовательности основных функциональных блоков: заголовка, описания прототипов, описания трехмерной сцены, маршруты событий. Пока рассмотрим заголовок файла, а остальные блоки будем рассматривать дальше.
Для упрощения идентификации файла VRML, каждый файл начинается со строки:
#VRML V2.0 <кодировка> [комментарий] <перенос строки>
Элементы заголовка внутри скобок < > являются обязательными. Элементы в квадратных скобках можно использовать при необходимости. Запомните, что слова #VRML и V2.0 должны быть разделены только одним пробелом, также V2.0 и <кодировка>. После кодировки может сразу идти перенос строки или любое количество разделителей в виде пробелов или табуляций, после них текст комментария и, как обязательный элемент, <перенос строки>. Грубо говоря все, что идет после кодировки браузер может игнорировать до переноса строки.
Поле кодировка должно содержать название кодировки, которое будет использоваться для текстовых элементов мира. Пока разбираться с этим полем не будем, оставим на потом. Будем использовать общепринятое значение для него - utf8, эта кодировка известна как Unicode или универсальный алфавит.
В языке VRML каждая строка, начинающаяся со знака #, считается комментарием и игнорируется браузером. Данный символ имеет значение только для заголовка файла.
Пример заголовка:
#VRML V2.0 utf8 "Пример заголовка"
или
#VRML V2.0 utf8 # Пример заголовка # и комментария
После данного заголовка идут описания трехмерных объектов, их параметров и свойств, а также события и их обработчики для создания динамики в 3D-мире.